Главная » Статьи » Статьи | [ Добавить статью ] |
Учим иностранные языки по авторским методам
Знание иностранных языков сегодня – это не дань моде, а банальная необходимость. Вот почему этому вопросу в последнее время уделено так много внимания, в том числе разработано множество методов и методик по изучению иностранных языков. Ниже приведены методы нескольких авторов, считающиеся наиболее эффективными. Метод Дениса Рунова Автором первого метода изучения иностранных языков является Денис Рунов. Его система обучения построена на принципе того, что изложение материала должно быть передано слушателям в наиболее доступной и интересной для них форме. В этом случае его усвоение произойдет самым природным и естественным образом. Намного эффективнее, нежели по наработанным искусственным схемам «как учить язык». По методу Рунова изучающий должен мысленно представлять язык таким, каким его видит и носитель языка. На этом основывается и разговорная речь, и грамматика, и лексика. Грамматика в этой системе не строится на заучивании бесчисленного множества правил, как это обычно принято. Достаточно лишь понять грамматические механизмы и их функции в языке, а затем осознанно их применять. Изучение лексики базируется на технологии прямых ассоциаций. Это является естественным процессом в работе нашей памяти, поэтому предложенный алгоритм очень прост для запоминания. Практика разговорной речи является основой и закреплением знаний по грамматике и лексике, поэтому для ее разработки были задействованы специалисты-психологи, которые тщательно продумывали различные интересные упражнения. Эти упражнения давались в форме игр, в ходе которых слушатели осознанно и мотивированно употребляли и применяли уже изученные грамматические формы и лексемы. Школа Denis’ School, где изучаются иностранные языки методом Дениса Рунова, помимо базового курса, предлагает расширенный курс по усовершенствованию полученных навыков. Данная программа с помощью специальных психологических тренингов поможет слушателям воспринимать иностранную речь на слух, а также без труда преодолевать языковой барьер, имея на вооружении три тысячи иностранных слов. Метод Милашевича В Центре «Сигнум» изучение языка проводится методом Милашевича, на основе которого созданы методики усвоения базисных знаний языка, его структуры, грамматики и лексики, что дает огромное преимущество по сравнению с другими способами обучения. Главным принципом данного метода является «Принцип одной сложности», согласно которому изучение разных составляющих иностранного языка проходит последовательно с применением логичных простых схем. Благодаря этому язык можно выучить гораздо быстрее. Английский язык, изучаемый в Центре, разделен на 11 отдельных курсов, каждый их которых изучается полностью. По методу Милашевича слушатели очень быстро освоят грамматику (которая у многих вызывает трудности), а также лексику, фонетику и синтаксис. При этом не нужно каждый раз вспоминать правила или таблицы времен. Знания закрепляются и усваиваются на уровне навыков, благодаря специальной системе упражнений. Быстрый результат этой части курсов даст возможность переводить простые сообщения без обращения к словарю, а также закрепит навыки чтения, обмена информацией и умения реферировать. Изучение предложения и словообразования в иностранном языке дается на основе модели русского языка, что максимально доступно для слушателей. Таким образом, русский язык служит основой для изучения и понимания иностранного языка, что считается помехой в других системах обучения. Следующие этапы изучения языка помогут закрепить уже полученные на ранних ступенях знания. Кроме того, здесь проходит ситуативное обучение, что способствует формированию основного словарного запаса и усовершенствованию произношения. Метод Китайгородской Академик Международной академии высшей школы, доктор педагогических наук, профессор Галина Александровна Китайгородская разработала свой метод изучения языков, который так и называется - Метод Китайгородской. Одним из основных принципов данного метода выступает принцип личностно-ориентированного общения, согласно которому слушатели усваивают материал через общение с преподавателями и друг с другом. Пройдя психологическое тестирование, каждый человек получает свои роли, которые закрепляются за ним на весь период обучения, и которые он использует при групповом общении. Процесс обучения проходит в форме ролевой игры, где ситуации максимально приближены к реальным. Таким образом люди, получившие роли менеджеров, бизнесменов, мужей и жен, коллег и т. д., общаются друг с другом в разных жизненных ситуациях, приходят не на занятия, а на встречу, заключают сделки, путешествуют, женятся, устраиваются на работу - в общем, живут нормальной и реальной жизнью. Взаимодействие происходит между людьми в группах от двух до шести человек. Преподаватели же на занятиях выступают в качестве сценаристов. Они сами пишут сценарии либо ко всему курсу, либо отдельно к каждому занятию. Взаимодействие между людьми происходит в большой аудитории, где по кругу расположены удобные кресла. Это дает возможность обучаемому расслабиться и видеть всех остальных учащихся. В аудитории создается, в прямом смысле, тесный круг общения. На таких занятиях учебный материал подается концентрировано, а обучение проходит достаточно интенсивно, так как материалы одного занятия, выражения и слова частично переходят в следующее занятие, затем в следующее, и так далее. В результате такого обучения обучающиеся овладевают 3,5 тысячами слов примерно за 120 учебных часов. На каждом этапе обучения, будь то тренинг или практика общения, обучающиеся выполняют различные упражнения, основанные на принципе многофункциональности и коммуникативном подходе. Весь курс обучения состоит из трех уровней. Изучать любые языки по этому методу могут люди в возрасте от 17 до 70 лет. Преподаватели, которые проводят обучение по методу Китайгородской, обязательно должны пройти стажировку в «Центре Китайгородской» в Москве на протяжении двух месяцев, чтобы овладеть необходимыми для преподавания навыками. Метод Шехтера Еще один метод, помогающий быстро и без труда выучить иностранный язык, - метод Шехтера. Сам же Игорь Юрьевич Шехтер о своем методе говорит следующее: суть метода состоит в том, что человеческая речь зарождается и функционирует в самом человеке. А не искусственно создается отдельно от него, как принято считать в традиционных методах обучения, где прежде, чем заговорить, следует выучить грамматику. Для успешного изучения какого-либо иностранного языка необходимо просто жить в нем, естественно проживать все житейские ситуации на этом языке. А ролевые игры, где заранее расписаны все роли и диалоги, не помогут. Подтверждением этому стал эксперимент, который Игорь Шехтер провел с аспирантами. Он попросил их употреблять в разговоре глаголы только в настоящем времени. Такой разговор не продлился и минуту - аспиранты сказали, что такое невозможно. Метод Шехтера, как считает заместитель директора по научно-методической работе ЦЭСО «Пилигримы» Людмила Муравьева, способен учесть человеческую возможность говорить, независимо от того, знает ли человек системные особенности данного языка или нет. Ведь в разговоре смысл несут уже готовые фразы, а не те, которые заранее прогнозируются и сознательно анализируются говорящим. Для освоения разговорной речи обучающийся иностранному языку как бы возвращается в свое раннее детство, где он учится решать жизненные проблемы с помощью общения в изменяющихся условиях. Человек не заготавливает заранее слова и не знает, в какой форме он будет их произносить. Людмила Муравьева также рассказала, что для реализации такой непростой задачи используются новые технологии проведения занятий, специально разработанные на основе современных передовых взглядов психологии, социологии и методологии. Языковой Мост Методика изучения иностранных языков под названием «Языковой Мост» была разработана Аркадием Зильберманом. Эта методика основывается на результатах самых последних исследований физиологии мозга, а также выводов автора, которые он сделал, опираясь на эти результаты, а затем свел все в психолингвистические концепции. Таким образом, «Языковой Мост» учитывает физиологические особенности мозга человека. Зильберман утверждает: ошибочно полагать, что человек думает на родном для него языке. На самом деле, человек думает на языке образов и ассоциаций, который имеет непосредственную связь с его родным языком. Рассуждения Зильбермана сводятся к следующему: когда человек думает (его мозг осуществляет мыслительный процесс), то выражение этих мыслей словами происходит автоматически. То есть человек не прилагает сознательных усилий для этого. А правильная разговорная речь на иностранном языке – это не те слова, которые человек вспоминает или подбирает, чтобы выразить свои мысли, а подсознательный процесс, не зависимый от памяти. Таким образом, с помощью метода «Языковой Мост» автоматически формируется связь между каким-либо образом (ситуацией) и иностранным словом (выражением). При помощи этой связи «образ – слово» и происходит изучение иностранных языков. При этом задействуется ассоциативный вид памяти. В курсе «Языковой Мост» не используются грамматические правила и нет никаких упражнений, связанных с изучением грамматики. Автор курса уверен, что многократное повторение одного и того же материала вызывает в человеке «чувство языка», внутреннюю грамотность, которая ему и подсказывает, правильно или нет пишется произнесенное слово или выражение. Метод Вельдера Последний метод изучения иностранных языков, описанный в этой статье, впервые был изобретен и использован Робертом Вельдером, австрийским ученым, известным в области психоанализа. Синергетический метод Вельдера уникален. Он используется специалистами гуманитарного центра «Просвещение». Ниже приведено описание данного метода, достаточно точно передающее его научный смысл. Им поделилась с нами кандидат педагогических наук Микайлова Ирина Геннадьевна. Данный метод основан на учете эффекта гипермнезии, то есть, способности нашей памяти мгновенно фиксировать, но не доводить до нашего сознания информацию, полученную на уровне вербального и фразового импульса. И вместе с этим сочетает в себе эмоционально-смысловой подход к развитию литерально-логического мышления и его навыкам. Метод Вельдера дает толчок в развитии творческих ресурсов нашего мозга, которые ранее не были задействованы, путем помещения личности в иноязычную атмосферу. Обучение иностранному языку методом Вельдера состоит из нескольких последовательных стадий: • аудио- и визуальная адаптация к языку, • постановка артикуляции и корректировка интонации, • графологическая фиксация, • воспроизведение полученной на осознанном уровне информации. Материалы, на которых базируется обучение данным методом, используются в языковых колледжах таких развитых европейских государств, как Великобритания, Германия, Франция, Бельгия, Австрия и Швейцария, для подготовки иностранцев. Процесс обучения включает 12 уровней. Среди них развитие речевых навыков, грамматическая коррекция, беседы с преподавателями. Слушатели могут свободно участвовать в тематических дискуссиях, включая и специфические области знаний. Бегло читать, адекватно мыслить на языке, который изучают. На занятиях они активно вливаются в новую для них языковую атмосферу и участвуют в процессе взаимного общения. Для оценки ментальной активности личности используется двенадцатиуровневая шкала, которую специально разработал итальянский педагог Э. Де Боно. Она дает возможность слушателю считывать информацию, исходящую от носителя иностранного языка, на уровне восприятия импульсов (вербального и фразового). А также задействовать ресурсы мозга, не участвующие в процессе обработки и усвоения информации, убрать ограничения, которые мешают свободно формировать и выражать мысли. | |
Просмотров: 2003 | |
Всего комментариев: 0 | |