1. В основе всего лежит положительный образ языка. Это может быть что-то, связанное со
страной – например, двухэтажный лондонский автобус, Биг Бен (который, к сожалению, вот-вот переименуют в честь престарелой королевы) или Голливуд с его увлекательными
фильмами. Это может быть звук хорошо поставленной английской речи или какое-то
отдельное слово.
У каждого этот образ свой – визуальный, или слуховой; какое-то воспоминание или целая
симфония разных образов. Главное, чтобы он был положительным. Если его нет, попробуйте
его создать. Найдите то, что вам нравится в английском языке. Это может быть чарующее
британское произношение Джуда Лоу, песни «Битлз», Мадонны или (прости господи!) Леди
Гаги, манящее слово Лондон или I NY на футболке - всё это совершенно индивидуально.
Обращая внимание на то, что вам нравится в языке, вы легче пройдёте первые стадии
знакомства с грамматикой и лексикой языка, с его новой для вас логикой, которая порой будет
казаться вам не совсем обычной. Разумеется, таковой она не является для тех, кто на этом
языке говорит с детства или уже успешно выучил его. Это всего лишь привычка. Образ – это
ваше индивидуальное ощущение языка. Приблизительно такое же, как вкус еды или запах
цветов. Почти неуловимое, и, тем не менее, крайне важное.
2. Логика вроде бы подсказывает, что в основе любого языка находятся слова. Это не совсем
верно. На самом деле в основании языка находятся определённые системы глагола, вокруг
которых формируются предложения. То есть именно глаголы управляют языком, именно они
строят нашу речь. Точно так же, как молекулы ДНК строят клетки нашего тела. Язык в основном
нужен людям для описания происходящих событий. Наверное, так повелось изначально, когда
мы ещё жили в пещерах. Прибежал охотник, рассказал, где увидел мамонта, убежал назад с
подмогой. Потом они все вместе притащили тушу мамонта к стоянке племени и целую неделю
рассказывали всем об удачной охоте. Охота – это целое событие, а событие – это действие.
Действие с точки зрения языка – это глагол, именно он служит для описания действия. Пока
яблоко просто висело себе на дереве, оно не было никому интересно. Ну, яблоко и яблоко,
почти что сферический конь в вакууме. Вот когда это яблоко упало на голову ничего не
подозревавшему Ньютону (т.е. совершило действие), вот тогда всё и закрутилось!
Итак, главное в любом языке – это глагол. Но это не означает, разумеется, что мы не должны
знать другие слова, или что надо учить исключительно глаголы. Отнюдь. Означает это лишь то,
что сразу необходимо хорошенько разобраться, как именно глаголы управляют новым для нас
языком. Одной из основных проблем изучающих язык является отнюдь не то, что люди не
уверены в правильности произношения каких-то слов. Чаще всего люди неуверенны, что
правильно связывают слова между собой. И они совершенно правы.
Представьте, что английский язык – живое красивое дерево. Если все слова языка, лексика –
это листья, их сотни и сотни тысяч, то центральная часть дерева – это расходящийся на шесть
ветвей мощный ствол. Хорошая новость заключается в том, что вариантов управления у
английского глагола всего шесть. У английского «языкового дерева» шесть мощных ветвей. То
есть любое английское предложение по своей грамматической сути принадлежит к одной из
шести систем глагола или их комбинации.
Мы последовательно разберём все шесть систем английского глагола. Каждый тип будет
представлять собой матрицу из девяти сегментов, охватывая одновременно три разных пласта
времени (настоящее, прошедшее, будущее) и три формы высказывания (утверждение,
отрицание, вопрос). Такой подход позволит нам каждое занятие овладевать внушительным
массивом языка, за которым стоят сотни и сотни различных вариантов построения
предложения.
Еще одна хорошая новость заключается в том, что для успешного базового понимания, а тем
более говорения на английском языке, достаточно знать порядка пятисот слов. Из этого
количества глаголы составляют примерно 1/6 часть. Восемьдесят самых частотных глаголов –
это довольно скромное количество, которое можно довольно хорошо освоить за два-три
месяца. Но и это ещё не всё. Из этого списка необходимых нам глаголов едва ли не половину
(по частоте использования) занимают всего три самых важных глагола английского языка –
иметь (to have), делать (to do) и быть (to be).
3. Чтобы выучить язык мы должны заниматься им достаточно регулярно. Это касается как
освоения грамматики, так и освоения лексики, если эти два процесса вообще стоит разделять.
При этом регулярность здесь намного важнее объёма проделанной работы, по крайней мере,
на первоначальном этапе. Успех приходит именно благодаря многократным
подходам/повторениям, которые постепенно и порой весьма незаметно для того, кто изучает
язык, приводят к пониманию и запоминанию структур и слов.
4. Разнообразие речи, её плавность и текучесть достигается не за счёт знания большого
количества слов, а за счёт способности комбинировать уже известные слова в
непосредственной связке с системой глагола и системой местоимения. Новые конструкции
появляются в нашей речи благодаря использованию многозначной лексики английского языка,
её взаимозаменяемости. Важно помнить, что конструируя фразы на английском, мы стремимся
передать смысл (что опять же можно сделать разными словами и с помощью разных
конструкций), а не стараемся переводить слово в слово и при этом мрачно переживаем, что не
знаем всех слов. Повторюсь: наша цель – создание так называемого золотого запаса из
пятисот слов.
Глаголы, как мы уже знаем, составляют порядка восьмидесяти слов этого списка. Следующие
пятьдесят-семьдесят – это разного рода служебные слова (т.е. предлоги, артикли и
местоимения). Оставшиеся 300 – 350 слов – это в основном существительные и
прилагательные с добавлением наречий.
В английском есть ещё одна довольно большая и важная часть речи под названием причастие.
И хотя существует не один, а два вида причастий, по счастливой случайности обе формы
совпадают с важными формами глагола, на чем мы непременно остановится подробнее в своё
время. Изучать причастия придётся всё равно. Но параллельно мы выучим ещё и глаголы. А
пока мысленно поставьте очередную галочку в графе «многовариантность английской
лексики»
В заключение добавлю немаловажный момент. Изучение новых слов и грамматических
конструкций должно увеличивать наши комбинаторные способности на два-три порядка.
Каждая новая группа слов должна позволить нам создавать сотни новых предложений и
оттенков смысла, делая речь более богатой и плавной.
|