Главная » Статьи » Статьи | [ Добавить статью ] |
Первый раз в первый класс! Психологическая готовность шестилетки к школе
С приближением сентября, наверно, перед каждыми родителями шестилетки встает выбор: отдавать ребенка в школу с шести лет или подождать еще годик. «Готов ли мой ребенок к школе?», Справится ли он со школьной программой?», «Не отнимаем ли мы у шестилетки беззаботное детство, отправив его в школу?» - это лишь немногие вопросы, которыми задаются родители ребенка старшего школьного возраста. При приеме ребенка в первый класс от него, как правило, требуются знание букв, умение описывать картинки, читать, решать несложные арифметические задачки. Не секрет также, что чтобы попасть в специализированную школу требования гораздо выше, поэтому родители дошколят усиленно учат своих деток читать, писать, считать. Многие дети идут в школу, умея говорить по-английски. При этом психологической готовности ребенка к школе уделяется недостаточно внимания, как со стороны родителей, так и, зачастую, со стороны педагогов. В результате шестилетка, блистательно декламирующий Пушкина, умеющий без труда складывать числа в пределах сотни и без труда произносящий «Хэлоу! Май нэйм из Пит!», на уроке теряется, не может сосредоточить внимание на предмете, на уроке играет, приносит домой плохие оценки, вследствие чего страдают самооценка и мотивация к дальнейшему обучению. А все потому, что готовность к школе не измеряется количеством английских слов, заученных Вашим шестилеткой на занятиях в детском саду. Так что же такое тогда, готовность ребенка к школе? Прежде всего, это такой уровень психического развития ребенка, который позволяет ему успешно усваивать школьную программу. Перейти на этот уровень развития возможно только после завершения предыдущего. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности ребенка является игра. Игра – очень важное занятие в этом возрастном периоде: именно в ней происходит развитие. Только наигравшись сполна и полностью исчерпав свои возможности на этом этапе, ребенок в состоянии безболезненно переключиться на учебную деятельность. Вывод прост: сначала дайте ребенку наиграться! Это вовсе не означает, что ребенок перестанет играть в школьном возрасте. Просто игра займет уже не такую важную роль в жизни школьника. Готовим шестилетку к школе: полезные советы Психологическая готовность Вашего ребенка к школе покоится «на трех китах»: интеллектуальной готовности, умении общаться в процессе обучения и мотивации к обучению. Показателями интеллектуальной готовности является развитие мышления и речи, поэтому учите ребенка строить рассуждения, самостоятельно делать выводы, обозначать причинно-следственные связи между событиями, используя союзы «потому, что», «поэтому», «так как». после прочтения рассказа, сказки, стихотворения задайте ребенку несколько несложных вопросов по содержанию, затем попросите его пересказать своими словами содержание произведения. На более сложном этапе можно попробовать проанализировать текст на более глубоком уровне: «Как ты думаешь, почему герой так поступил?», «Как бы ты поступил на его месте?», «Как ты считаешь, что хотел сказать нам автор этой сказки?» учите ребенка мыслить логически. Существует множество игр на развитие логики. Предложите ребенку несколько картинок, среди которых все кроме одной можно отнести к какой-либо группе предметов (например, кастрюля, сковорода, ложка, мяч), попросите его исключить «лишнюю» картинку. особое внимание уделить ориентации ребенка в пространстве: правильно ли ребенок понимает пространственные ориентиры «направо», «налево», «вперед», «назад», «сверху», «снизу», «между». Для развития ориентации в пространстве прекрасно подойдет игра «Найди клад» : ведущий предлагает детям отыскать клад (это может быть шоколадка, игрушка, любой предмет), ориентируясь на говорящий указатель («Поверни налево и сделай пять шагов» итп.) уделите также внимание моторике руки, ведь первоклашкам приходится много писать: предлагайте ребенку лепить, рисовать, вырезать. Подключите к этой деятельности развитие речи («Что у тебя получилось?», «Кто это?», «Как его зовут?», «Где он живет?», «Как у тебя получилось это смастерить?», «Что ты делал сначала?», «А потом?» ) Умение ребенка общаться с учителем и с одноклассниками в процессе обучения, а также адекватная самооценка ребенка не менее важны, чем интеллектуальная готовность, поэтому постарайтесь проиграть с ребенком социальные роли «учитель-ученик», дошколята очень любят играть в школу. И, наконец, мотивация шестилетки к обучению в школе. Желание учиться дорогого стоит, поэтому как можно чаще хвалите своего шестилетку за различные мелкие успехи. в случае неудачи не ругайте его и ни в коем случае не сравнивайте его с другими детьми. когда Ваш ребенок пойдет в школу, не принуждайте его работать на «оценку». Не стоит слишком спешить. Не даром психологи считают идеальным возрастом для начала школьной жизни возраст 6,5 - 7 лет. Шестилеткам гораздо труднее влиться в школьную жизнь, чем семилетним детям. Однако это статистика. Универсального возраста, благоприятного для вступления в школьную жизнь, не существует. Стоит ли говорить, что родители знают своего шестилетку гораздо лучше, чем самый опытный детский психолог. Живите интересами ребенка, занимайтесь с ним, и Вы сами почувствуйте, когда ребенок будет готов к школе психологически. Задача родителей на этом этапе – помочь ребенку «созреть» до школы, ни в коем случае не подгоняя этот процесс. | |
Просмотров: 1756 | |
Всего комментариев: 0 | |